"СГАНАРЕЛЬ, ИЛИ АМУР ЦЕЛИТЕЛЬ" (L'Amour médecin)
Комедия-балет в трех действиях в прозе, написанный Мольером на музыку Жана-Батиста Люлли, впервые поставленный им в Версальском дворце по приказу короля 14 сентября 1665 г., а затем поставленная в Париже в театре Пале-Рояль 22 сентября 1665 г.. Это первая пьеса, поставленная труппой Мольера в статусе Труппы Короля. Впервые издана 15 января 1666 г.. А 20 января 1666 г. скончалась мать Людовика XIV.
Сганарель, овдовевший богатый буржуа, который прислушивается только к своим эгоистичным амбициям, и отказывает выдать замуж единственную дочь Люсинду, потому что он будет вынужден заплатить значительное приданое зятю. Люсинда притворяется больной. Сганарель обращается к врачам. Клитандр, любовник Люсинды, прибывает под видом такового. Он заявляет, что нужно заставить Люсинду поверить в то, что на ней собираются жениться, чтобы подбодрить ее. Сганарель подписывает "поддельный" брачный договор между Клитандром и Люсиндой. На самом деле договор, подписанный у нотариуса, является настоящим, Сганарель должен согласиться на брак своей дочери и заплатить 20 000 экю в качестве приданого.
Акт I. Сганарель объясняет своим соседям Аминте, Лукреции, г-ну Жоссу и г-ну Гийому, что его дочь Люсинда находится в необъяснимой депрессии. Они дают ему советы, к которым он не прислушивется. Прибывает Люсинда, и Сганарель, чтобы подбодрить ее, обещает предложить ей все, что она захочет. Когда она заявляет, что хотела бы выйти замуж, он злится, не хочет её слушать и уходит. Позже, в монологе, Сганарель признает, что причина, по которой он отклонил просьбу Люсинды, заключается в том, что он гонит от себя мысль отдать ее другому мужчине, мужчине, который унаследует состояние Сганареля. Люсинда и ее служанка Лизетта решают подшутить над Сганарелем, чтобы наказать его за эгоизм. В конце последней сцены Люсинда притворяется больной, вынуждая Сганареля вызвать врачей.
Акт II. Приходят врачи, рассказывают о своих повседневных поездках на работу. Г-н Томес сообщает, что один из его бывших пациентов умер, и возмущается, что он умер не по правилам медиков. Они признают, что больше заботится о прохождении процедур, чем о спасении жизней. Приводят Люсинду, врачи осматривают ее. Томес и Де Фонандрес расходятся во мнениях относительно того, какое лечение следует проводить : первый выступает за кровопускание, второй рекомендует использовать клистер. Пока они спорят, Бахис и Макротон сообщают Сганарелю, что, несмотря на все их усилия, дочь умрет ; но Сганарель сможет утешиться, зная, что дочь умрет по всем правилам медицинской науки. В отчаянии Сганарель решает купить орвиетан, средство шарлатанов от всех болезней, которое продают на улицах. Подразумевается, что этот препарат не окажет влияния на Люсинду.
Акт III. Клитандр прибывает под видом врача и ухаживает за Люсиндой. Впечатленный молодым врачом, Сганарель спрашивает его, что это за таинственная болезнь. Клитандр заявляет, что это серьезный случай депрессии и что только фиктивный брак поднимет настроение. Он объявляет, что собирается обмануть Люсинду, заставив ее поверить, что они с ней поженятся. Сганарель подписывает брачный договор, который, по его мнению, является поддельным, и присуждает паре деньги в качестве приданого. Двое влюбленных заканчивают свое венчание в ближайшей церкви. Сганарель устраивает пир и танцы в честь выздоровления Люсинды. Там Лизетта сообщает отцу, что Клитандр и Люсинда действительно женаты, что его обманутли. Сганарель злится и хочет бежать за своей дочерью, но его сдерживают гуляки ; и празднества и пляски продолжаются.
Врачи
Г-н Томес: назначает кровотечения в качестве лечения.
Г-н де Фонандрес : отдаёт предпочтение клистерной процедуре.
Г-н Макротон : говорит, преувеличенно удлиняя каждое слово.
Г-н Бахис: говорит с заиканием.
Г-н Филерин : самый влиятельный и уважаемый врач. Говорит Томесу и Де Фонандресу не ссориться на глазах у больных, потому что это может заставить людей понять, что медицина не что иное, как мошенничество.
Врачи считают, что важнее следовать правилам, установленным в книгах, такими как Гиппократ, чем лечить пациента. Любые изменения в процедурах рушат их репутацию. Заинтересованные в зарабатывании денег, это шарлатаны в халатах и балахонах, не обладающие полезными знаниями.
Все пятеро персонажей созданы по образцу настоящих врачей, современников Мольера, и публика того времени легко узнавала их ; все, даже греческие имена, придуманные Николя Буало по просьбе его друга Мольера, указывало на хорошо узнаваемые фамилии. Так г-н де Фонандрес, например, это де Фужер, который был первым врачом матери Людовика XIV (скончавшейся через несколько дней после оригинального издания). Имя Фонандрес в переводе с греческого означает "убийца людей".
Врачи, на которых ссылался Мольер, пожаловались королю. Однако Людовик XIV ответил на жалобы так : "Врачи довольно часто заставляют людей плакать, чтобы позволилить кому-то посмеяться".